Главная

Сроки рассмотрения письменного обращения гражданина и ответственность за нарушения сроков его рассмотрения

  • Печать

Статья 33 Конституции Российской Федерации закрепляет за гражданами право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.

В целях обеспечения реализации конституционных прав граждан Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон) устанавливает единый порядок рассмотрения обращений, поступающих в государственные органы, органы местного самоуправления, а также организации, на которые законом возложено осуществление публично значимых функций.

Работники прокуратуры, осуществляя надзор за соблюдением федерального законодательства, на постоянной основе проводят проверки исполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан. Поводом для проведения такой проверки может послужить обращение гражданина, содержащее информацию о нарушении Закона.

Однако, практика показывает, что граждане зачастую обращаются в прокуратуру с заявлениями о неполучении письменного ответа на обращения, направленные ими в соответствующий орган или организацию, не дожидаясь истечения срока, отведенного для его рассмотрения. В связи с чем, напоминаем, что указанным Законом определены сроки рассмотрения письменных обращений граждан. При этом срок рассмотрения письменного обращения зависит от полноты его содержания.

Представим себе ситуацию, гражданин обратился в орган или его должностному лицу по вопросу, рассмотрение которого не входит в его компетенцию. Признав, что заявитель обратился со своим вопросом не по компетенции, уполномоченное должностное лицо направляет обращение по назначению. Подобное решение принимается им в 7-дневный срок со дня его регистрации (часть 3 статьи 8 Закона), о переадресации обращения в обязательном порядке уведомляется заявитель.

В случае если обращение принято к производству, то оно должно быть рассмотрено в 30-дневный срок со дня его регистрации (часть 1 статьи 12 Закона), за исключением письменных обращений, поступивших высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащих информацию о фактах возможных нарушений законодательства в сфере миграции, которые подлежат рассмотрению в течение 20 дней со дня его регистрации (часть 1.1 статьи 12 Закона).

Необходимо напомнить и о том, что срок рассмотрения обращения исчисляется не со дня его поступления в государственный орган или орган местного самоуправления, а со дня его регистрации. Само обращение проходит регистрацию в 3-дневный срок со дня его поступления в орган или его должностному лицу.

В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен уполномоченным должностным лицом, но не более чем на 30 дней, о чем уведомляется гражданин, направивший обращение.

Если по истечении установленного указанным Законом срока, гражданин не получит ответа на свое обращение, то он вправе обратиться по данному вопросу в прокуратуру.

Лица, виновные в нарушении установленного порядка рассмотрения обращений граждан могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Дела об административных правонарушениях указанной категории возбуждаются прокурором и рассматриваются судом.